Именно
тогда, когда нужно, и именно такой, какой нужен именно вам. Если у вас
мальчики, значит, вам требуются те уроки и те награды жизни, которые
дают сыновья.
Если девочки — значит те, которые дают дочери.
Мальчик
или девочка, забияка или тихоня — это именно то, что вам нужно именно
сейчас.
Принимайте уроки своих детей с любовью и благодарностью! У
каждого ребёнка свое предназначение и своя миссия!
Знаменитый
педагог и ученый Шалва Амонашвили, автор целого направления в науке —
гуманной педагогики, профессор Московского городского педагогического
университета провел во Владивостоке авторский семинар для учителей.
В зале
МГУ им. Невельского шел разговор не об «учебно-воспитательном
процессе», а о вещах гораздо более важных. Амонашвили ставил вопросы
так: кто есть ребенок? И кто мы, взрослые? Есть ли у нас философия
взгляда на ребенка? Как нам жить и общаться с ним? Каково предназначение
учителя?
Кстати,
он даже провел урок, темой которого стали тайны славянской азбуки.
«Материалистический взгляд на образование унижает ребенка и самого
учителя», — убежден Амонашвили. Почему? — об этом и состоялся наш
разговор после урока.
— Так почему, Шалва Александрович? Странно слышать это из уст представителя точных наук.
—
Потому что надо иметь расширенное сознание, воспринимать и мир, и
космос, и нашу судьбу, и технику широким духовно-нравственным взглядом. А
материалистическое сознание не дает такого взгляда.
Из лекции Амонашвили:
«Мы не
знаем наверняка, существует ли высший мир реально, но можем принять это
как допущение. Можете называть его как вам ближе — мир Бога, абсолюта
или высшего разума. Второе допущение: душа человека — есть некая вечная,
неразрушимая субстанция, она устремлена к вечному совершенствованию,
других задач у нее нет, и только мы сами можем или совершенствовать, или
разрушить свою душу.
И
третье допущение: наша земная жизнь — лишь короткий отрезок пути души,
все мы — путники во Вселенной. Да, ни одно из этих допущений не
доказуемо, в это лишь можно верить. Но именно эти идеи лежат в основе
религий, мировой классической литературы. И в основе гуманной
педагогики. И если все эти допущения просто принять как основу, тогда
появляется философский взгляд на ребенка.
Кто же
он, ребенок? Нет, он не случайность и не прихоть родителей, а явление
нашей жизни. Дети приходят в этот мир со своей миссией, предназначением,
каждый человек немного меняет облик мира. Как изменяли его Христос,
Пушкин или Эйнштейн. Кто-то скажет: конечно, ведь это были гении. Но и у
«маленького человека» Арины Родионовны была своя миссия.
Люди рождаются друг для друга, мы помогаем друг другу восходить.
И вот
если учитель будет относиться к ребенку с такой позиции, то вряд ли в
классе прозвучит окрик, раздражение, злоба: «Сейчас же все замолчали!
Быстро открыли тетради! А ты завтра без матери не приходи!». Потому что
задача педагога — не параграф дать, и даже не просто знания — это не так
уж и сложно, а помочь ребенку найти свое предназначение, свой путь.
Как, каким методом, инструментом? А вот тут и начинается творчество
учителя».
—
Шалва Александрович, вы утверждаете, что у каждого человека свое
предназначение. Извините, но каково оно у убийц и террористов?
— Если
исходить из тех философских взглядов, на которые я опираюсь, человек в
этот мир не приходит с плохими намерениями, в нем — образ бога или, если
хотите, космоса, ведь как бы то ни было, мы зависим от множества
космических явлений. Но что-то может исказить путь человека: кто-то не
помог, не оказался вовремя рядом, не сказал главных слов. И возникает
искажение жизненного предназначения. Но думаете, плохому человеку таким
хочется быть? Многие хотели бы искупить свою вину. А кто-то тратит
миллионы на благотворительность — чтобы купить индульгенцию…
— На
семинаре вы показали урок: общение педагога с детьми… А родителям с
детьми тоже посоветуете общаться с позиции, что твой ребенок пришел в
этот мир не с пустыми руками, а с миссией?
— У
меня есть свой взгляд на воспитание в семье, и я тоже отец, дедушка.
Когда-то нас воспитывали, потом мы воспитывали детей путем проб и
ошибок… Скажу главное: если родители хотят улучшить воспитательную
систему в семье, в первую очередь они должны отказаться от всякого
наказания ребенка. От всякого наказания!
Вы
спросите: а если ребенок вредит, что-то плохое делает, как быть? Есть
разные подходы, но все они требуют очень много усилий со стороны
родителей. Если у вас есть ребенок, то извольте, пожалуйста — отдавайте
время ребенку! Воспитывайте его не как попало, а постоянно.
Потому что
если как попало — тогда не обойтись без наказаний, ведь у вас нет
времени, чтоб угомонить его, поэтому надо отшлепать хорошенько,
накричать, запретить, отнять, поругать. Но если я отдаю большую часть
души воспитанию ребенка — такие приемы вряд ли понадобятся.
Это не
значит, что я не буду требовать от детей чего-либо, просто разговор
станет другим. Сделал ребенок что-то плохое, я ставлю перед ним условие:
давай, чтобы этого в нашей жизни не было. И уговариваю.
Но как
только он начинает понимать и делать хорошее — я стократно буду
поощрять, чтобы он укрепился в этом устремлении. Или даже попытается
сделать хорошее — я буду преувеличивать, хвалить, восхищаться: видишь,
сынок, ты мужчиной становишься! И так постоянно. Хвалите детей! Мы
должны возвысить ребенка в его же глазах.
— Все равно ребенок не вырастает без «фокусов»…
—
Конечно, в том числе, потому что в нем есть «страсть к взрослению» —
очень мощное природное чувство, ради которого он пойдет на все. И вот
вдруг сын начинает курить — он так понимает взросление, а тем более,
если еще папа курит. Как поступить? Запретить, накричать? Но он будет
красть сигареты, деньги… Ведь он взрослеет, все курят, и он должен
курить.
Важно,
чтобы ребенок взрослел в общении со взрослыми, а если ссориться,
конфликтовать, возникает глухота, что и бывает во многих семьях: крики,
отец гоняется за сыном… Получается, папа не годится для взросления и
общения, не принимает сына, и тогда подросток находит компанию, где его
принимают.
Лучше
пусть отец воспитывает сына как брата, скажет ему: «Сынок мой, ты уже
взрослеешь… Видишь, вот моя последняя сигарета, и ты больше не увидишь,
как я курю». Если папа это сделает, он любит ребенка, если не сделает —
он себя любит.
Если
ребенок делает что-то плохое — не наказывать надо, а плакать! Со слезами
на глазах говорить, насколько они страдают — папа или мама. Слезы
матери — тысячекратно мощное средство, чем руки матери, когда она
избивает своего ребенка. Избивает, якобы, чтобы призвать к лучшему, от
любви, видите ли, избивает… Но такую любовь ребенок не примет никогда!
Насилие не воспитывает ребенка, а приостанавливает его развитие.
Отбирает духовную опору. А потом мы, родители, и сами в ужас придем…
— А как читать уговорить?
—
Читает ли папа дома? Ребенок должен видеть читающих людей вокруг себя,
которые любят и берегут книгу. И как только у отца выдается пара минут —
он не пиво пьет, не телевизор смотрит, а берет мудрую книгу, садится и
читает. И мама тоже читает.
А
плохо ли будет, если перед сном мама, папа, бабушка или дедушка подсядут
к ребенку, даже взрослому, и прочтут какие-то страницы: сынок,
послушай, пожалуйста! Что-то из Библии, или сказки, рассказы, и пусть он
заснет, а вы продолжайте читать — еще 10-15 минут…
Ребенок
впитывает это. Если у вас в семье читающая среда и читающие люди —
невозможно, чтобы ребенок не полюбил читать. Но видите, все это трудный
для родителей путь. Не зря мы говорим: дети — наша радость, наши слезы…
Комментариев нет:
Отправить комментарий