Наряду с
физической конституцией, характеризуемой тремя дошами, существует
психическая конституция, характеризуемая тремя гунами: саттвой, раджасом
и тамасом.
В философии Санкхья саттва, раджас и тамас играют
роль универсальных качеств, необходимых для сотворения Вселенной.
Они в
равной степени необходимы для поддержания наших психобиологических
функций.
Так, благодаря саттве мы сохраняем сознание и
заново пробуждаемся каждое утро.
Благодаря раджасу наши мысли, чувства и
эмоции приходят в движение и получают способность творить. Вследствие
действия тамаса мы становимся усталыми и чувствуем тяжесть; однако без
тамаса невозможен сон.
Другими словами можно сказать, что саттва дает
ясность, раджас — восприятие, а тамас позволяет оседать и накапливаться
жизненному опыту.
Эти три качества необходимы для функционирования любой
клетки. В Аюрведе пищу принято подразделять на саттвичную, раджасичную и
тамасичную, в соответствии с тем, каким качествам ума она способствует.
Саттвичная пища — легкая, здоровая, удобоваримая, повышающая ясность
ума. Она придает ясность восприятию, способствует развитию любви,
сострадания, аскетизма и всепрощения.
К саттвичной пище относятся фрукты, приготовленные на пару овощи и свежий сок. Саттвичны молоко и гхи – они увеличивают оджас и прану.
Раджасичная пища повышает активность, возбуждает, имеет ярко выраженный вкус.
К раджасичной пище относятся горячие, соленые, пряные и острые блюда и приправы, стимулирующие органы чувств. Раджасичная пища делает ум более возбужденным и неустойчивым, что в крайних формах проявляется как гнев, ненависть, желание властвовать и управлять.
Тамасичная пища — тяжелая и невкусная, она притупляет ум, вызывает сонливость, ощущение тяжести и подавленности, ведет к заболеваниям. К этой категории пищи относится любое темное мясо — баранина, свинина, говядина.
Старая или испортившаяся пища очень тамастична. Однако тяжелое, отупляющее действие тамасичной пищи проявляется только при ее чрезмерном употреблении.
В небольших количествах она способствует стабильности, обретению «твердой почвы» под ногами. Например, при избытке раджасичных качеств, когда ум перевозбужден, а ночью трудно заснуть, умеренное употребление тамасичной пищи помогает «заземлиться» и избавиться от бессонницы.
В таблице (приведена в изображении ниже) приведена базовая классификация некоторых видов пищи по трем гунам.
Автор:
Доктор аюрведы, заведующий кафедрой аюрведы Института восточной медицины РУДН Борис Владимирович Рагозин
К саттвичной пище относятся фрукты, приготовленные на пару овощи и свежий сок. Саттвичны молоко и гхи – они увеличивают оджас и прану.
Раджасичная пища повышает активность, возбуждает, имеет ярко выраженный вкус.
К раджасичной пище относятся горячие, соленые, пряные и острые блюда и приправы, стимулирующие органы чувств. Раджасичная пища делает ум более возбужденным и неустойчивым, что в крайних формах проявляется как гнев, ненависть, желание властвовать и управлять.
Тамасичная пища — тяжелая и невкусная, она притупляет ум, вызывает сонливость, ощущение тяжести и подавленности, ведет к заболеваниям. К этой категории пищи относится любое темное мясо — баранина, свинина, говядина.
Старая или испортившаяся пища очень тамастична. Однако тяжелое, отупляющее действие тамасичной пищи проявляется только при ее чрезмерном употреблении.
В небольших количествах она способствует стабильности, обретению «твердой почвы» под ногами. Например, при избытке раджасичных качеств, когда ум перевозбужден, а ночью трудно заснуть, умеренное употребление тамасичной пищи помогает «заземлиться» и избавиться от бессонницы.
В таблице (приведена в изображении ниже) приведена базовая классификация некоторых видов пищи по трем гунам.
Автор:
Доктор аюрведы, заведующий кафедрой аюрведы Института восточной медицины РУДН Борис Владимирович Рагозин
Комментариев нет:
Отправить комментарий